Меню Рубрики

Афазия речи: формы и восстановительное обучение

Речевые нарушения афазияМоторная и сенсорная речевая афазия: виды и восстановление.

Афазия как заболевание развивается впоследствии полученный травмы коры головного мозга и центров, отвечающих за речь.

Оно может развиваться как в частичной форме, либо характеризоваться полным отсутствием данного навыка.

Кроме того, пациент теряет возможность воспринимать речь или высказывать свои мысли.

С прогрессированием болезни, человек может слышать звуки, однако раскодировать и понимать слова не в состоянии.

Пациент может четко услышать слово, но понять, что оно конкретно означает для него является невозможной миссией.

Болезнь может протекать в легкой или тяжелой форме.

Во втором случае, у человека нередко развиваются психические отклонения и дезориентация в пространстве, появляются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Воздействовать на пациента приходится всесторонне, так как психологические состояние и поведение человека может сильного изменится, поэтому взаимодействие происходит с психологом, неврологом и логопедом.

Причины афазии

Афазия происходит посредством поражения коры головного мозга, где и располагаются речевые центры.

Действие других негативных факторов происходит в тот период времени, когда у человека уже сформированы речевые навыки.

Заболевание отображается не только на физиологическом состоянии пациента, но и способствует изменению поведения.

Кроме механических повреждений, афазия может стать результатом патологических изменений в работе сердечно-сосудистой системы, возникает после инсульта или инфаркта.

Если имеет место геморрагический инсульт, то может проявляться афазия смешанного типа.

Нарушения ишемического типа провоцируют появление афазии сенсорного или моторного типа.

Афазия может развиваться как следствие перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, онкологического образования, заболевания, вызванные нарушением функционирования ЦНС.

К группе риска относятся люди пожилого возраста, а также генетическая предрасположенность, гипертония, механические травмы головного мозга.

Насколько тяжелым будет состояние пациента, зависит от локализации заболевания, возрастных особенностей, этиологии диагноза, обширность распространения патологии.

Если произошло кровоизлияние, то афазия будет проявляться в крайне тяжелой форме.

Согласно многочисленным исследованиям, можно сделать вывод о том, что у пациентов молодого возраста может произойти частичное восстановление речевых функций, поскольку у них компенсаторный потенциал больше, чем у пожилых людей.

Классификация афазии

Согласно клинической практике, афазия классифицируется в соответствии с тем, какие нарушения имеют место, насколько серьезна существующая патология.

Она может приобрести как тотальный, так и частичный характер протекания.

Принято выделять три состояния больного:

  1. легкая;
  2. тяжелая;
  3. отяжеленная степень.

Тот или иной вид афазии зависит от проявления вида патологических реакций.

Заболевание, как правило, распространяется на нижних специфических анализаторах, в результате чего происходит нарушение подачи речевых импульсов в кору головного мозга.

Этот процесс носит название моторной афазии, которая бывает афферентной (распространяющаяся на нижнетеменных отделах) и эфферентная (поражает зону Брока, локализация происходит в заднелобном отделе).

В том случае, если происходит артикуляционные нарушения, то имеет место развитие сенсорно-моторной афазии.

Если поражена задняя лобная доля, то развивается динамическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия воздействует на ухудшение восприятие информация посредством слуховых анализаторов, если происходит зрительное искажение действительности, то оптико-мнестическая афазия.

Симптомы афазии

В зависимости от того, какой конкретно вид афазии развивается, у пациента возникают специфические патологические изменения.

Однако у всех видов существует одного сходство, при любом типе афазии происходят серьезные нарушения речи.

Если развивается сенсорная афазия, то происходит нарушение фонематического слуха, в то время как обычный слух продолжает исправно функционировать.

Другими словами, пациент прекрасно слышит все звуки, однако не может понимать значения слов.

Порой различные слова он может воспринимать как повторение одного и того же слова, а одинаковое слово воспринимается по-разному.

Если развивается оптико-мнестическая афазия, то человек не может описать или озвучить названия представленных предметов.

Визуальная информация об увиденном передает речевым и слуховым анализаторам с опозданием.

При первичном повреждении, пациент не в состоянии писать или читать, заниматься изобразительно-художественной деятельностью.

Все это приводит к патологиям, связанным с функционированием зрительной памятью.

Акустико-мнестическая афазия дает возможность человеку писать и даже читать, однако воспроизвести полученную информацию он не в состоянии.

Особенно пациент не может транслировать то, что было прочитано вслух. Человек может запомнить довольно скромный объем информации, а также важно отметить, что он не может воспроизводить длинные предложения.

В результате динамической афазии, человек не может вести с собеседником конструктивный диалог.

По отношению с другими формами заболевания, динамическая афазия дает не настолько серьезные патологические нарушения.

Как правило, человек не отвечает на вопросы длинными предложениями, чаще всего от него можно услышать ответы «да» или нет.

Если он не понимает суть вопроса, или не может полно ответить на него, то начинает молчать.

Чаще всего может быть замечена неправильная форма предложений, нецелостность структуры и прочие факторы.

Амнестическая афазия характеризуется подменой слов в речи, поскольку страдает память и человек не в состоянии запомнить большое количество слов.

К примеру, человек не может запомнить, как называется предмет, поэтому начинает описывать его внешние характеристики: форму, цвет, все что видит.

Иногда пациент может вспомнить название предмета, если слышит начало слова или знакомые звуки.

Но такое «просветление» имеет временный характер и через небольшой промежуток времени, он снова может забыть название предмета. При развитии более тяжелой формы болезни, пациенту крайне сложно понимать речь собеседника.

Более сложным течением характеризуется семантическая форма, из-за развития которой человек не в состоянии вовсе понимать своего собеседника.

Однако такое нарушение касается исключительно целых многосложных предложений.

По отдельности человек может понимать слова. Если они понимают значение слова, то могут показать на предмет, находящийся в комнате.

У некоторых пациентов ситуация усложняется присутствием амнестической формы, поэтому распознать отдельные предметы просто невозможно.

Сложные предложения с большой лексической нагрузкой даются для понимания крайне трудно, а в более тяжелых случаях не воспринимаются вовсе.

Моторная афазия проявляется как сложность при воспроизведении речи или отдельных слов.

Однако если человек не может выразить свою мысль, это вовсе не означает, что он ее не понимает.

Как раз понимание при развитии моторной формы афазии сохраняется. Иногда пациент в состоянии произносить отдельные звуки.

Если форма заболевания тяжелая, то скорее всего он не сможет воспроизводить ни слова, ни звуки.

Эта способность полностью утрачена. При развитии эфферентной формы моторной афазии, пациент может быть сконцентрирован на воспроизведении определенных звуков, однако переключится на ряд других не в состоянии. Так же могут присутствовать и двигательные патологии.

Речь пациента состоит из отдельных фрагментов и не может быть связанной. Иногда он произносит слова без склонений, в связи с чем может теряться смысл.

Трудности преследуют в любой учебной деятельности, поскольку процесс чтения или письма довольно длительный и не всегда возможен.

Афферентная форма заболевания проявляется более сложными симптомами и течением.

В результате распространения, возникает артикуляционная патология.

Пациент не имеет возможность к воспроизведению движений, который дает логопед в качестве примера. Иногда они появляются произвольно, без какой-либо причины.

Лечение афазии

Процесс лечения зависит от того, какой вид афазии преобладает у пациента.

Так, например, при возникновении невралгических расстройств, врач может использовать прямое воздействие, подразумевающие операционное вмешательство.

  • Если человек перенес инсульт, то используется терапия экстренного типа. Важно учитывать, какого рода имеет место инсульт, его природу, насколько сильным был удар.
  • Если провокатором развития афазии стало инфекционное заболевание, то на него воздействуют посредством противобактериальных медикаментозных средств.

В том случае, если консервативная терапия не приносит положительных изменений, может быть назначена гормональная терапия.

Как правило, это происходит в результате качественных изменений сердечно-сосудистой системы.

Что касается речевой деятельности, то она может быть частично восстановлена посредством активной логопедической работы, совмещенной с терапевтическим воздействием и использованием медикаментозных средств.

Период активной работы может длиться до двух лет. Первоначальным этапом считается проведение дифференциации звуков.

Поэтому для начала логопед старается помочь в восприятии звуков и тренировать память пациента для дальнейшей работы.

Крайне важно отметить, что после перенесенного инсульта, не нужно запускать болезнь.

Если начать работу сразу после восстановления сил, то можно добиться неплохих результатов.

Диагностика афазии

Во всех диагностических мероприятиях принимает участие целая команда специалистов, состоящая из лучших неврологов, логопедов, по необходимости психотерапевтов.

Для того, чтобы понимать, где локализовано заболевание и насколько большой очаг поражения, пациент обязательно проходит КТ, МРТ.

При необходимости может быть назначена люмбальная пункция, сканирование всех сосудистых сплетений, изучение мышц и сосудов в шее.

Также в отдельном случае диагностируются речевые нарушения, касающиеся экспрессивного и импрессивного вида. Диагностика навыков, касающихся письма и чтения.

Для этого проводится несколько тестов: диктант, списывание текста, пересказ прочитанного текста.

В задачи нейропсихолога входит выполнение таких задач, как установка поражения памяти, какие виды памяти пострадали, возможно ли скорректировать патологию и какие методы при этом использовать.

Комплексная диагностика поможет выявить не только определенный тип афазии, но и насколько она поразила человеческий организм, установить какие навыки сохранились у пациента, а какие подлежать восстановления посредством длительной работы.

Важно отметить тот факт, что при афазии, психологическое состояние больного так же может меняться.

Особенно это происходит в том случае, если на протяжении длительного времени человек жил полноценной жизнью, но после перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы утратил практически все навыки.

Он чувствует себя угнетенным и беспомощным, поэтому не стоит удивляться, если пациент будет нервничать, грубить или хамить.

Чаще всего он находится в депрессивном и стрессовом состоянии, поэтому проведение психотерапевтической работы также очень важно.

Прогноз при афазии

Совместная работа пациента и логопеда занимает, как правило, большое количество времени.

Кроме того, это трудоемкий процесс, который всегда необходимо контролировать.

Если одним методы не помогают, и никакого прогресса не отмечается, то логопед может корректировать программу и продолжать активные занятия.

Для того, чтобы создать благоприятный прогноз, в обязательном порядке должна существовать кооперация сил лечащих врачей, специалистов по коррекции и, разумеется, близких родственников.

В целом, прогноз зависит от того, какой тип афазии у пациента, насколько велика его локализация, какова область пораженных участков и подлежат ли они восстановлению.

Так же важные и другие физиологические данные, как возраст пациента, общее состояние здоровье, какое время было потрачено на восстановительный период, насколько благоприятно организм пациента поддается коррекционным методам.

Сравнивая пациентов по возрастной категории, стоит отметить, что больше прогресса всегда замечается у молодых больных.

Однако акустико-гностическая афазия может развиться не только у взрослых людей, но и детей в возрасте до 7 лет.

Она может как нанести грубые нарушения в восприятия звуковой информации, так и перерасти в более серьезную патологию, в результате которой ребенок вовсе не в состоянии воспринимать, что говорит взрослый.

По отношению к другим результатам, более редко происходит выход из афазии спонтанным образом. Человек впоследствии может начать заикаться.

Как правило, если даже афазия наступает в детском возрасте, то избавиться от нее на 100% невозможно.

Иногда человек начинает лучше воспринимать речь, либо учится писать или читать, но на протяжении всей жизни он обязан подкреплять свои знания, выполнять ряд упражнений, которые назначает логопед, принимать медикаменты, прописанные главным лечащим врачом.

Так же стоит понимать, что пациент ни в коем случае не должен употреблять алкогольные напитки, даже в самых малых дозах, поскольку любое воздействие может вернуть его к тому, с чего он начинает свое активное лечение.

Поэтому здоровый образ жизни является неуклонным и обязательным для выполнения негласным правилом.

Как правило, если пациент обращается к врачу на начальной стадии, то эффективность лечения и работы с логопедом дает хорошие результаты, но для работы необходимо настраиваться на то, что она будет довольно сложная и займет большое количество времени, пока будут видны какие-либо результаты.

Профилактические меры довольно тривиальны, поскольку единственное, что может сделать человек, это проходить плановое обследование организма, а также беречь себя от возникновения механического повреждения головы, сильных ушибов или ударов.

Так же важно предупредить рост новообразований, которые так же способны вызвать афазию любого типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *